ГЛАВНАЯ ---> Время назад ---> 4 созыв 2005-2009

 

 

 

 

                                                                                              Александр Букин
                                   НОВЫЕ ВЕЯНИЯ

            Избрание нового состава думы четвертого созыва стало примечательным явлением сразу после признания полномочий депутатов. Было очевидно, что представительный орган местного самоуправления значительно прибавил в весе. Разумеется, не сам по себе. Появление в его составе депутата областной думы, крупных предпринимателей, руководителей больших коллективов, специалистов с учеными степенями явно свидетельствовали об интересе политических и деловых кругов региона к  Екатеринбургской городской думе. Это свидетельствовало о росте авторитета и  о влиянии её на жизнь в городе. Было очевидно и другое: на смену депутатам-энтузиастам, общественникам пришли практичные, рациональные, прагматичные люди собственный вес, общественное и профессиональное положение  которых поднимало статус городского парламента на новую высоту. Разумеется, качественный скачок был подготовлен многолетним трудом депутатов предыдущих созывов, усилиями руководства страны последовательно проводившего курс на усиление низшего уровня власти, значительными усилиями депутатов Государственной Думы, работавшими тогда над принятием закона о местном самоуправлении в России. Не вскрывая всю последовательность фактов, приведших к усилению городских органов местного самоуправления, признаем качественный скачок свершившимся фактом. Оценив вес нового органа, по-новому стали строить с ним отношения прежде инертные региональный власти. Так, весь состав депутатов города принял в своей резиденции губернатор Э. Россель. Большая группа депутатов встретилась и обсудила насущные проблемы с председателем областной думы Н. Ворониным. Депутаты города стали появляться в эфире областного телевидения, на страницах областной прессы. К сожалению  такие факты останутся единичными и будут свидетельствовать скорее о предчувствии изменений, чем о тенденции.

            Теперь о самом созыве. При завершении регистрации на 35 мест претендовали 232 кандидата. 173 из них представили подписи избирателей, 19 внесли избирательный залог, а 40 кандидатов были зарегистрированы на основе заявлений о  поддержке их политическими партиями. Уместно напомнить, что прошли регистрацию и 16 депутатов третьего созыва. Разумеется, особых привилегий для переизбрания у них не было. В соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области того времени, на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления не устанавливался минимальный процент от числа избирателей для признания выборов состоявшимися. Однако, в соответствии со статьей 89 п.2 Избирательного кодекса Свердловской области, выборы в одномандатном округе могли быть признаны несостоявшимися в случае, если «число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов». Все эти примечания и толкования были удивительным образом преодолены избирателями 

Разумеется, что за выборы без казусов. Полагают, что избирательная комиссия Екатеринбурга слишком рано приступила к выпуску бюллетеней для голосования, что привело к их перепечатыванию. Так, свое право на участие в выборах Сергей Грибоедов подтвердил в  Свердловском областном суде и был зарегистрирован по 14 округу тогда, когда в напечатанных  к тому времени бюллетенях его фамилия отсутствовала. В связи с этим пришлось уничтожить эти бюллетени и печатать новые. Были и другие упущения в работе городской избирательной комиссии. Они стали предметом многомесячных разбирательств на заседаниях думы и в судах...

  Однако выборы 20 марта 2005 года прошли на удивление результативно. Они были признаны состоявшимися во всех 35 округах. Впервые за всю небольшую, но осложненную изнуряющими бюджет города довыборами,  весь состав гордумы удалось избрать с первой попытки. Ни в одном из округов кандидат «против всех» не набрал большинства голосов избирателей. Явка по городу составила 21,05%. Не в одночасье, но рухнул менталитет депутата-первопроходца, депутата-борца с исполнительной властью, депутата-популиста, потому как  противоречил  общероссийским тенденциям не только в политической, но, самое главное, экономической жизни. Эта смена естественным образом произошла в конце 2004 - начале 2005 годов, когда избиратель определялся со своими предпочтениями, доверив ближайшую перспективу новому составу городской Думы. Ее количественный, а главное, качественный состав не оставлял сомнений: пришло время действий. 

В Думу пришли партии, в Думу пришли предприниматели.

Депутатами городской Думы стали:

округ №1 - Дмитрий Волков (37,13%),

округ №2 - Ира Овчинникова (36,46%),

округ №3 - Андрей Кабанов (40,36%),

округ №4 - Виктор Елохин (22,12%),

округ №5 - Анатолий Никифоров (37,14%),

округ №6 - Светлана Шаманова (29,15%),

округ №7 - Александр Косинцев (21,43%),

округ №8 - Виктор Тестов (64,32%),

округ №9 - Андрей Малкин (33,79%),

округ №10 - Дмитрий Бугров (34,5%),

округ №11 - Леонид Раппопорт (37,16%),

округ №12 - Евгений Порунов (32,78%),

округ №13 - Николай Лантух (44,21%),

округ №14 - Лев Ковпак (33,77%),

округ №15 - Галина Жуковская (32,9%),

округ №16 - Елена Дерягина (36,92%),

округ №17 - Александр Сизов (54,19%),

округ №18 - Игорь Ходаковский (38,21%),

округ №19 - Ян Габинский (39,12%),

округ №20 - Андрей Бура (49,15%),

округ №21 -Владимир Городенкер (29,85%),

округ №22 - Сергей Флеганов (63,19%),

округ №23 - Яков Спектор (53,19%),

округ №24 - Равиль Мустафин (29,6%),

округ №25 - Эдуард Романовский (31,97%),

округ №26 - Евгений Касимов (36,34%),

округ №27 - Андрей Ветлужских (56,77%),

округ №28 - Нафик Фамиев (37,23%),

округ №29 - Валерий Алексеев (33,98%),

округ №30 - Яков Силин (61,71%),

округ №31 - Марина Харитонова (31,91%),

округ №32 - Олег Хабибуллин (39,79%),

округ №33 - Анатолий Сидякин (29,49%),

округ №34 - Рафаэль Шихов (46,58%),

округ №35 - Анатолий Шарапов (27,97%).

            31 марта на первом заседании состоялись выборы председателя думы. Основного кандидата назвал депутат Дмитрий Волков, предложив включить в список претендентов на должность Евгения Порунова.  Интригу и внутреннюю  драматургию процессу придали  самовыдвижение депутатов Андрея Кабанова и Якова Силина, возглавлявшего городскую думу два предыдущих созыва. Возможно, самовыдвижение Андрея Кабанова было спонтанным, потому что его выступление было достаточно эмоциональным, резким и не содержало программных тезисов. Яков Силин, напротив,  противопоставил соперникам успехи второго и третьего созывов по  разработке и принятию ряда важнейших для города и его жителей  документов.  При нем городская дума приобрела широкую известность в стране, входила в действовавшие на тот момент ассоциации   и союзы представительных органов городов России. Однако логика дальнейшего развития города, особенно выстраивание отношений с губернатором области, правительством и Законодательным Собранием области, требовали нового подхода. Обеспечить его мог только новый руководитель и новый состав городской Думы. Поэтому-то с большим вниманием была выслушана программная речь Евгения Порунова. К удивлению, она не содержала кардинальных новаций,   опиралась на достижения предшественников, не призывала  к  ломке приемов и методов  депутатской работы...Словом, и это в конце своей речи сказал сам претендент,   он предлагает эволюционный путь развития.

    "В Уставе города и нашем Регламенте четко прописано, чем должна заниматься городская Дума. Тем, без чего невозможно обойтись: принятие Устава, принятие бюджета, принятие целевых программ, контроль работы администрации и т.д. Я бы выделил еще целый ряд вопросов, я их называю, больших дел. Это по "расшивке узких мест», которые существуют в городе. Их, к сожалению, очень много, и о них мы уже слышали и знаем: это и дороги, это и проблемы ЖКХ, это проблемы землепользования, это чистота в нашем городе и т.д.  Возможно, мы их все за четыре года не решим, но нужно будет целевым образом, определив их, решать.
           Мы, безусловно, будем решать вопросы после принятия и вступления в действие Жилищного кодекса. Вы знаете, что Жилищный кодекс окончательно вступит, и будет понятно, как работать по нему, когда будет принято постановление Правительства российской Федерации, будут приняты законы на областном уровне. Безусловно, мы должны это будем делать и на своем уровне муниципального образования.
           Будущая реформа образования, здравоохранения — она очень волнует избирателей. И вы это тоже, наверняка, прекрасно знаете. Я уверен, что схема будет примерно такой же, как после вступления в действие Жилищного кодекса.

Я считаю, что мы, безусловно, должны сделать все, чтобы социальная защита населения у нас в городе Екатеринбурге увеличилась. И первое, что нужно будет сделать - это сделать, безусловно, бесплатный проезд для пенсионеров города Екатеринбурга в общественном транспорте.

Наряду с этими большими, как я называю их условно, делами, у нас с вами очень много так называемых малых дел..."

            Стенограмма выступления Е.Н. Порунова на первом заседании думы IV созыва.

           

            В первом туре 17 депутатов отдали предпочтение Евгению Порунову и 14 - Якову Силину. Второй тур увеличил разрыв до шести голосов. Евгений Порунов без сомнения выдержал непростой для себя конкурс и стал самым титулованным председателем Екатеринбургской городской Думы. Прежде никогда эту должность не занимал человек, в биографии которого было бы столько ответственных должностей, включая Председателя Законодательного Собрания Свердловской области, представителя Свердловской области в Совете Федерации. Горожанам, журналистам, политологам и экспертам предстояло открыть для себя старого-нового Евгения Порунова. Разумеется, первыми постарались открыть председателя городской думы для читателей и коллег журналисты. В приведенной здесь публикации  Ксении Фикс, как мне кажется, удалось, не забегая вперед, показать нам человека, а не политика и администратора. Его   жизненные корни, его нравственные противовесы практицизму  и жесткости современности. Можно утверждать, что его нескрываемая симпатия к своей  малой родине - Верхним Сергам, делает его, с одной стороны, по-провинциальному  напористым, с другой стороны, вполне понятным в своих делах окружающим людям.

 

                                               Правда жизни

            Евгений Порунов, председатель городской думы Екатеринбурга

Мою родину называют уральской Швейцарией – поселок Верхние Серги Нижнесергинского района. Поселочек наш небольшой, в основном частные дома.

Все, что связано с лесом люблюс детства и по сей день – грибы, ягоды; дед научил меня рыбалке… Я и сейчас отдыхаю не в Арабских Эмиратах,  а на  уральской природе.

Хорошо помню1 сентября 62-го года. Внешне, конечно, все было, как у всех – купили мне школьную форму, белую рубашку, дали цветы с огорода, и я пошел первый раз в первый класс…

Не принято у нас в семье былошироко дни рождения детей праздновать. Обычно все проходило скромно. Но помню, что в 5 классе отец подарил мне простейшие наручные часы «Чайка». Они тогда стоили рублей 12, но я их с гордостью носил даже в институте.

У меня было две бабушки.Одна – бабушка Мотя, с1897 года. Она была безграмотной (не могла расписаться – крестик ставила), но в ней было много народной мудрости, именно она занималась моим воспитанием вместе с родителями. Я ей за это благодарен… Рядом был дом и моих вторых дедушки и бабушки Назаровых. С дедом мы ездили на покос. Там ведь как: самый сильный косец идет впереди, потом послабее, послабее, и женщины – в конце. Так вот вперед становился дед, за ним - мой отец, потом, начиная с 7 класса – я.

Первый раз на самолете я полетел в 7 классе.Я тогда входил в сборную области по легкой атлетике и мы отправились на первенство России среди школьников в Казань. Я до того вообще дальше города Свердловска не уезжал. Самолет, как сейчас помню, был АН-24, 2-винтовой. Не очень мощный, не очень скоростной, но интерес был огромный – как он взлетает, как в воздухе держится. Потом к впечатлениям привык, потому что часто стал на соревнования выезжать.

Лавровый лист, апельсины, мандарины– не по телевизору, а настоящие я увидел тоже во время поездки на соревнования в Сочи. Это, после родной уральской природы большое впечатление произвело.

Я жил, как и все деревенские дети… Хотя мои земляки обижаются, когда я поселок называю деревней: «Какая деревня!!! У нас поселок!!!».  Но все-таки это деревенский уклад. Я этого не стыжусь – все мои корни там.

Уличные сходки, футбол, лапта, зимой – хоккей на пруду. Все было как у всех. Но никогда не мог себе позволить – быть не то, чтобы последним, но даже  вторым.

Спортом занимался фанатично– толканием ядра и метанием диска. Потом, когда стал мастером спорта, оказался одним из самых известных молодых людей в нашем поселке: первый мастер спорта в Верхних Сергах. После меня появилось еще трое – по лыжам. В Верхнесергинском музее есть мои фотографии и как спортсмена, и как золотого школьного медалиста, и как политика.

Я не скрываю, что в школе был лидером. Хотя, помню с уроков выгоняли. То какой-то химический опыт не так сотворю, то с ребятами что-то организую.

Мою первую учительницуКлавдию Федоровну Столярову прекрасно помню. Два года назад она умерла в возрасте 84 лет… Была у нас очень хорошая классная руководительница Маргарита Федоровна Шипулина. Был замечательный физик – кавалер ордена Ленина, Аникин Вениамин Семенович. Он нас готовил по точным наукам очень здорово. Я, когда в институт поступал, чувствовал, моя золотая медаль, полученная в сельской школе вызывает сомнения… Мне, чтобы поступить, нужно было сдать первый экзамен – математику – на пятерку.  Благодаря моим учителям я свою пятерку получил, наряду с выпускниками элитных свердловских школ.

У меня отец закончил мехфак УПИ. А я, еще будучи школьником, всегда очень интересовался техникой. В первую очередь, мотоциклом. У отца был сначала «Иж-Юпитер», потом «Урал». Сколько я себя помню, я всегда гонял на мотоцикле. А что  такое гонять по сельским дорогам на мотоцикле? Нужно хотя бы элементарные вещи знать, чтобы вовремя его починить. Да и в семье у нас было принято, если ты мужчина, то ты должен в технике разбираться. Поэтому и пошел по стопам отца, по его рекомендации на механический факультет УПИ.

Будучи студентом, мне пришлось руководить только собой, потому что у меня был индивидуальный график занятий, сдачи экзаменов. Именно в институте на 3 курсе я выполнил норматив  мастера спорта СССР по тяжелой атлетике. Я серьезно, очень целеустремленно тренировался. И мой тренер Рафаил  Хасанович Шагапов, который сделал из меня приличного штангиста, был одним из тех людей, с которых я брал пример, и кто является для меня учителем в полном смысле этого слова.

22 года, я закончил институт, у меня семья, должен ребенок родиться. Трезво оценив свои возможности, я решил расстаться с тяжелой атлетикой. Да, я крепкий мастер спорта, но, чтобы стать чемпионом мира или Европы, нужно бросить все и посвятить себя только тренировкам.  И я наступил на горло собственной песне. В 23 года, когда штангист только начинается, я навсегда ушел из спорта. Многим это было непонятно.

У меня по жизни принцип:если чем-то занимаешься, то серьезно с полной отдачей.

Мне нравилась журналистика, я писал в школе сочинения, которые на районных и областных олимпиадах призовые места занимали. Но получилось, что стал механиком. И не жалею.  Более того, мой младший брат так же пошел на мехфак, на ту же специальность: ТМСИ – технология машиностроения, станки и инструменты. И с женой мы познакомились на мехфаке.

Мы поженились в апрелена пятом курсе. А в июне – распределение. Я из группы шел первым, потому что у меня был самый высокий балл. И выбрал завод имени  М.И. Калинина в Свердловске. В первую очередь, потому что там комнату давали, а  я был человек семейный. Ну и, конечно, потому что ЗИК в те времена – это настоящий серьезный завод, крупнейшее оборонное предприятие.

Человеческие отношения складываются, когда ты понимаешь, что к людям всегда нужно относиться уважительно. Когда возникали проблемы (например, с планом, приходилось в три смены работать), нужно было просить людей, чтобы они поработали дополнительно. И соглашались всегда.

Я видел себя как перспективного производственника. Через полтора года, после того, как я пришел в цех, уже исполнял обязанности начальника участка. Когда я уходил на комсомольскую работу, начальник цеха,  Виктор Николаевич Козлихин, говорил, что я ошибку делаю, чуть-чуть поработаю и зам. начальника цеха стану, а там – «я не вечный». Но ему сказали в парткоме завода: « Порунов нам нужен».

Номенклатура, я считаю, слово неплохое. Это люди, которые попали в обойму: к ним присматривались, их учили, они двигались по иерархической лестнице. Я поработал и в комитете комсомола ЗИКа, и в Орджоникидзевском райкоме комсомола вторым и первым секретарем. Потом в обкоме ВЛКСМ – секретарем по идеологии. Мне нравилась эта работа, потому что это работа с людьми, а у меня это получалось.

Сейчас много критикуют комсомол – мол, это была формальная организация, в которой только говорили пили-ели. Были и формальные признаки, к сожалению… Хотя из того, что мы тогда делали – я ни от чего не хочу отказываться. Да и все друзья, которые у меня есть, а это около 10 человек, мы дружим семьями – это люди из моего студенческого и комсомольского окружения.

В 34 года я стал самым молодым первым секретарем райкома партии –Кировского. Меня тогда критиковали: партийный руководитель не может быть мягким, он должен быть жестким, он должен кулаком по столу стучать. Но я этого не умел и не имел. И если вопросы нужно было решать, то я их решал, убеждая людей, что это надо делать.

Все решения принимает мужчина– так у нас в семье принято.  Поэтому и когда я уходил из спорта, и когда попрощался с заводом, жена меня поддерживала. Хотя ей было нелегко. Что такое партийная работа? Ненормированный рабочий день, а у  нас сын маленький. Но у меня жена умница. И, если не было бы у меня такого надежного тыла, сначала в лице жены, а потом и детей (они меня тоже всегда понимают и поддерживают) то возможно и жизнь бы моя сложилась иначе.

Иногда ставились перед нами невыполнимые задачи,особенно, когда я работал в райкоме партии, а КПСС была уже  на излете. В Москве принимались решения, с моей точки зрения неправильные, но их нужно идеологически обеспечивать и выполнять. Вот это было очень сложно.

Мне, я открыто это говорю, не стыдноза то, что я делал. Я не знаю людей, которые меня могли бы обвинить в том, что я карьерист, которые плюнули бы мне в спину.

Я в одночасье оказался безработным,когда КПСС перестала юридически существовать. Вечером начальник райотдела милиции докладывал мне о ситуации в районе, а наутро (после подписания указа о роспуске КПСС) он меня уже в кабинет не пускает. Я его тогда спросил: «Если был приказ, вы бы меня арестовали?». Он честно ответил: «Я человек в погонах. Был бы приказ – арестовал». Некоторые демократы мне тогда предлагали выбрать персональный столб на проспекте Ленина, на котором меня потом и повесят. Было сложное время, непонятное. Были ночные угрозы по телефону.

Тогда было легко смешать с грязьюлюбого партийного функционера, но со мной этого не случилось. Со временем я понял, что без политики многие вопросы не решить. И когда мне А.М. Чернецкий предложил быть его доверенным лицом на  выборах, я согласился.

Я тогда возглавлял созданный по моей инициативеТОО «Кировский районный совет промышленников». Собрал мужиков-директоров предприятий Кировского района, предложил объединиться. И в 1992 году мы такую организацию создали. Только сразу же договорились, что мы туда не потащим никакие бизнес-проекты. Мы лишь будем создавать условия, чтобы эти проекты не тормозились. И с того времени я являюсь  бессменным председателем этого совета директоров.  Наверное, и мной, как политиком заинтересовались, потому что я был востребован, был дружен с производственниками.

Став в 96-м году доверенным лицом Чернецкого, потихоньку-потихоньку стал вновь заниматься политикой. В 98-м стал депутатом областной Думы,  заместителем председателя, потом председателем.

Жена, как женщина понимающая, сказала: «Наверное, тебе виднее. Я тебя, как и всегда, поддерживаю». Об обещании политикой больше не заниматься не напоминала.

Через 7 лет работы в Законодательном Собрании я потерялновизну ощущений, интерес к работе, чувство, что результаты твоей работы реальны и видны. И осмысленно принял решение идти в городскую Думу. Считаю, что эта работа для меня более интересная, потому что существует связь с людьми, на этом месте можно действительно  что-то сделать, кому-то помочь. В этом я убеждаюсь, каждый день, приходя на работу.

Можно стремиться на федеральный или областной уровень.Но у меня получилось так, что я эти уровни прошел. Был депутатом областного Законодательного собрания,  был членом Совета Федераций, куда я ездил, добросовестно выполнял поручения, но… от меня там ничего не зависело.

Сделать карьеру, я считаю, это оказаться на том месте и в той должности, когда ты можешь сделать что-то полезное, когда видишь результат.

Политик должен быть честным. И перед собой, и перед людьми. Не надо врать. У нас  дураков нет. Можешь решить проблему – реши. Не можешь – скажи, почему. Люди  поймут. Политик должен быть последовательным: не кидаться из партии в партию, не шарахаться… Так можно уважение потерять. Если говорить честно, я, придя в гордуму, думал, что я достаточно подготовленный человек. Оказалось, не совсем, поэтому учусь – у жизни, у коллег… И не стесняюсь об этом говорить.

Мы  с женой более тридцати лет вместе. И семья для меня – пожалуй, главное в жизни. Жена, сын, дочь, внук, внучка родилась. Когда дети рождались, все было как-то в спешке, на бегу. Со внуками - все осмысленнее и дороже.

Я считаю это одним из своих достоинствто, что у меня не один, не два, а около 10 настоящих друзей. У нас общие интересы, мы вместе семьями отдыхаем, помогаем друг другу.

                                                                                              Ксения   ФИКС

 

            А формирование думы продолжалось. Без излишней затяжки провели выборы заместителя председателя думы: им стал Яков Авдеевич Спектор. Дискуссий по поводу формирования профильных комиссий не удалось избежать, но все говорило о желании депутатов работать эффективно, с пользой для своих избирателей. Остановились на восьми комиссиях по основным направлениям работы думы, сформировали руководство и состав комиссий:

1) по бюджету и экономической политике. Председатель Косинцев А.П.;

2) по муниципальной собственности. Председатель Никифоров А.В.;

3) по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности. Председатель Флеганов С.В.;

4) по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию. Председатель Сизов А.Н.;

5) по социальной защите и здравоохранению. Председатель Шаманова С.Н.;

6) по развитию образования, науки, физической культуры, спорта и молодежной политике. Председатель Рапопорт Л.А.;

7) по местному самоуправлению, культурной и информационной политике и связям с общественностью. Председатель Сидякин А.М.;

8) по безопасности жизнедеятельности населения. Председатель Бура А.В.

       14 июня 2005  года на шестом заседании депутаты в полной мере прикоснулись к проблемам развития города: с отчетом за 2004 год перед ними выступил глава города Аркадий Чернецкий. И это было только началом...

 

                                  УСТАВ. ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ.

            При всей кажущейся удаленности депутатов от непосредственных трудовых процессов, тысячи невидимых нитей соединяют городскую думу со всем происходящим в городе. Дважды в месяц в стенах зала заседаний в спорах, в монотонном перечислении статей, параграфов, поправок  рождаются документы, призванные менять жизнь людей к лучшему. Указы Президента страны, Постановления правительства, законы Свердловской областной Думы также проходят через специалистов аппарата городской думы и затем ложатся на рабочий стол депутата, адаптированные к географическим, экономическим, историческим особенностям развития нашего города. Именно этим объясняется наличие большого количества рассматриваемых депутатами решений к уже принятым решениям. Таков путь красной карточки для голосования по всем вопросам, включенным в повестку дня заседания сначала  восьми комиссий, а потом и городской думы. Нет в городе дел, к которым бы не имела отношение городская дума. И если полномочия чиновника от исполнительной власти начитаются и заканчиваются пределами административного здания или кабинета, то полномочия депутата, а через него и всего представительного органа, начинаются у дверей квартиры избирателя. А заканчиваются они, как правило, в кабинетах чиновников, ответственных за исполнение прав граждан на труд, отдых, комфортную жизнь в городе и во дворе...   

            Документ, который дает определение сложной иерархии местной власти, обусловливает её связь с федеральными и региональными законами,  прописывает формирование  исполнительной и представительной ветвей власти, их  формы и методы работы - это Устав города. Лейтмотив всех статей состоит в том, что  местное самоуправление осуществляет само население муниципалитета - путем местных референдумов, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через избранных всем населением города главу Екатеринбурга, городскую Думу.

         Руководствуются  статьями и положениями Устава все юридические и физические лица - от Главы города до всех граждан муниципального образования "город Екатеринбург". Этим объясняется внимание и тщательность, с которой работают над Уставом депутаты. Только их полномочиями может меняться этот главный документ города и его жителей. Одной из особенностей работы депутатов четвертого созыва станет то, что случается не каждое десятилетие. Во-первых, Устав им придется пересматривать кардинально, во-вторых, процесс этот, в силу большого объема работ и сложности охватываемых процессов, растянется до конца их полномочий.

             Во исполнение федерального законодательства до 1 июля 2005 года, практически через три месяца после получения мандатов, депутаты должны были принять поправки в  Устав города, который во многом был действительно новым.

                                               Справка

Предыстория принятия последней редакции Устава была проста и близка: 14 марта на своем последнем заседании депутаты третьего созыва Екатеринбургской городской думы  утвердили новый Устав муниципального образования «город Екатеринбург».

Этому предшествовала довольно сложная процедура: после внесения в гордуму он прошёл трехмесячные публичные слушания. Многие замечания были учтены при подготовке окончательного текста документа. Главное же, новый Устав города был разработан в соответствии с требованиями федерального законодательства о местном самоуправлении. По нему Екатеринбург был отнесен кгородскому округу с соответствующими данному статусу  широкими полномочиями. Помимо вопросов местного значения, органы местного самоуправления могли осуществлять некоторые государственные полномочия, передаваемые органами государственной власти. Глава города, а по новому Уставу, Глава Екатеринбурга оставался высшим должностным лицом муниципального образования.  Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования являлась администрация Екатеринбурга.  Представительным органом муниципального образования является городская дума. Количественный состав её возрос с 27 депутатов  до 35. И только незначительная часть этого числа может работать на освобожденной основе. На практике это было три человека.

В новом Уставе появилась целая глава об участии граждан в процессах управления Екатеринбургом. Конечно же это публичные слушания, касающиеся проектов бюджета, программ и планов развития. Становятся правилом опросы населения. Были прописаны процедуры отзыва Главы города и депутатов городской думы.

После процедуры регистрации Устав должен был вступить в действие 1 января 2006 года.

Однако необходимость вернуться к уже принятому документу возникла у депутатов четвертого созыва довольно скоро: областное правительство вернуло  Устав на доработку. Указанные недостатки специалистами городской администрации и городской думы были признаны "техническими" и легкоустранимыми. Тем не менее новый депутатский корпус подошел к делу со всей ответственностью. Депутаты  предложили 300 поправок в Устав. Через обсуждение в итоговый вариант вошло всего три. Так, в дискуссиях и компромиссах, рождалось единство взглядов не на основе личных и партийных интересов, а общности дела, ответственности перед избирателями. 

30 июня 2005 года на 8-м внеочередном заседании Екатеринбургской городской думы депутаты практически единогласно приняли новую редакцию Устава города. 6 июля 2005 года новый устав муниципального образования «Город Екатеринбург» был зарегистрирован. Это был первый пробный камень и первый крупный успех на новом поприще.

Устав  - не догма. Это живой документ в определенных обстоятельствах фиксирующий опережающий темп жизни, изменения федерального законодательства. Таких моментов за четыре года работы созыва было не мало. И главные мы назовем, но, тем не менее и здесь мы повторимся, это была череда изменений  после вступления в действие Закона о местном самоуправлении в январе 2006 года. Он повлек за собой пересмотр десятков, если не сотен нормативных документов на местах. Более того, 131-й Закон, так для краткости его называли, привнес в жизнь много новых понятий, функций, ограничений, перераспределений и требований. А это требовало принятия новых положений и решений.

Об этом шла речь на 41-м и 42-м заседания думы в мае 2007 года. Затем на 46-м в октябре. Часть изменений влекли значительные  финансовые и материальные  затраты, особенно при  передачи функций с одного властного уровня на другой. По этому поводу была самая интенсивная работа депутатского корпуса. С этим было связано большинство обращений в правительство Свердловской области и к депутатам Законодательного собрания. Вносимые поправки расширяли круг полномочий муниципалитета. В частности, появилась возможность участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, выдавать разрешения на установку рекламных конструкций, отвечать за использование, охрану, защиту лесов и особо охраняемых территорий, создавать условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. В число функций муниципалитета вошло создание учреждений высшего профессионального образования, организация временной занятости подростков и проведение общественных работ с привлечением желающих из числа тех, кто имеет проблемы с трудоустройством.

9 октября 2007 года на заседании гордумы были рассмотрены очередные поправки в Устав Екатеринбурга. По ним к вопросам местного значения городского округа была отнесена выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капремонта.

Помимо этого, муниципальному образованию было предоставлено право решать, принимать ли бюджет сразу на три года или на один год.  Таким образом, реализация 131-го Закона, начавшаяся еще в 2005 году, последовательно  осуществлялась на протяжении  всех лет работы созыва и, конечно же, не только в рамках изменения Устава города. А уже в порядке его исполнения. И это стало главным делом и  итогом работы депутатов четвертого созыва, ибо самые сложные, труднореализуемые решения были направлены на защиту екатеринбуржцев сначала от последствий монетизации льгот, затем от последствий передачи функций соцзащиты на областной уровень. Свою негативную лепту и напряжение добавил мировой финансово-бюджетный кризис. Тем не менее, по итогам 2007 года депутаты столкнулись с таким понятием, как профицит. Вплоть до середины 2008 года значительными темпами росли успехи  строительного комплекса города...

                                  Из выступления главы Екатеринбурга

                         перед депутатами городской  думы по итогам

            социально-экономического развития города в 2006 году.
Прошедший год был самым удачным и успешным годом для города в плане социально-экономического развития. Екатеринбург упрочил позиции динамично развивающегося областного центра. Начался второй этап реализации Стратегического плана развития  города до 2015 года. Сохранилась тенденция экономического подъема. Отмечен рост промышленного производства, особенно в машиностроении (122%). Улучшилось финансовое состояние предприятий, прежде всего, обрабатывающих производств. За год город основательно продвинулся по пути превращения в крупнейший логистический центр, возросла концентрация интеллектуальноемких производств и услуг.

    Рост экономики положительно повлиял на уровень жизни населения. Средняя зарплата в Екатеринбурге выросла более чем на 16% и составила 13600 рублей, а задолженность по зарплате ликвидирована. В результате увеличения платежеспособного спроса со стороны населения Екатеринбурга и всего федерального округа, объемы розничного товарооборота возросли на 19%. Оборот розничной торговли превысил 200 млрд. рублей.

    Численность населения увеличилась по итогам 2006 года на 6,7 тысяч человек и составила 1 млн. 346 тысяч 700 человек. Прирост населения в основном произошел за счет мигрантов, 47% из них - жители Свердловской области. Разница между смертностью и рождаемостью сократилась до 3%, а еще 8 лет назад была 10%.

     Объем инвестиций в основной капитал предприятий составил почти 37 млрд. руб. Аналогичный показатель за 2005 год едва достигал 24 млрд. руб. По темпам прироста инвестиций Екатеринбург опережает не только Свердловскую область, но и всю Россию.

    Одним из главных успехов Аркадий Чернецкий назвал объемы строительства . В городе было введено 735 000 кв. м жилья. Таких результатов Екатеринбург не достигал никогда. Ввод жилья вырос по сравнению с 2005 годом на 14 процентов. Чтобы  снять остроту проблемы с жильем   для той части горожан, которые живут в ветхом и аварийном жилье, а также для бюджетников, администрация города возводит дома по специальным городским программам. Не намного, но сократилось количество семей, стоящих в очереди на получение жилья: если в 2005г. таковых насчитывалось 18 073 семьи, то в 2006 г. - 17 362 семьи. Переехали из ветхого и аварийного жилфонда в новые квартиры, 620 семей, в 2005г. этот показатель был равен 374 семьям. Но жилищная проблема все же остается особенно насущной

Об итогах реализации приоритетных национальных проектов. На эти цели было потрачено более 2 млрд. рублей: более 1 млрд. - на «Здоровье», 670 млн. - на «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», 283 млн. - на «Образование». В здравоохранении средства пошли на повышение зарплаты врачам и работникам первичного звена, в медучреждения поставлено 456 единиц диагностического оборудования на сумму более 190 млн. рублей. На подстанции скорой помощи поступило более 30 новых машин.

Значительный объем средств был направлен на капитальный ремонт школ. За последние 5 лет комплексный капитальный ремонт осуществлен в 8 школах. Удалось частично решить проблему нехватки мест в детских садах, реконструировали более 30 дошкольных учреждений.

Таков был первый полный год совестной работы городской думы и администрации города. В конце очерка я приведу интервью председателя думы Евгения Порунова журналу "Столица Урала"  в последний год работы созыва.

                                 Закон есть закон.

                  

          Федеральный Закон о местном самоуправлении принес не только ожидаемые позитивные реакции. Были в нем положения, которые в Екатеринбурге восприняли с большой долей скептицизма, если не более. Надо сказать, что к моменту выхода закона, что естественно, в городе сложилась работающая, эффективная система по решению вопросов социальной защиты населения, здравоохранению и образованию. Большой блок этих функций и материальных ценностей предстояло передать региональной, то есть государственной власти. В нашем случае на областной уровень.  Надо быть плохим хозяином или совсем не ценить свой труд, чтобы в одночасье  распроститься с нажитым. Чисто механической передачи не получилось. Усилия депутатов, специалистов профильных управлений и комитетов администрации города, юристов городской думы были направлены на разрешение этой ситуации. Логически, она была простой: передать полномочия по выполнению ряда государственных функций на муниципальный уровень. Были разработаны обоснования, подготовлены, обсуждены и приняты на заседаниях думы проекты областных законов о передачи полномочий. Первое из этой серии документов было направлено Губернатору Свердловской области 28 июня 2005 года. В нем, в частности, говорилось: "... органы местного самоуправления по своей природе максимально приближены к населению и в наибольшей степени испытывают давление со стороны социально незащищенных категорий населения своих территорий. В муниципальном образовании «город Екатеринбург» накоплен большой опыт организации деятельности социальных служб, как на основе бюджетного финансирования, так и на основе разработки и реализации целевых программ, развития партнерских отношений с некоммерческим сектором.

   В свою очередь, все муниципальные учреждения здравоохранения города Екатеринбурга, в том числе оказывающие специализированную медицинскую помощь, и взаимосвязаны и представляют собой единую целостную систему.

Исключение любой составляющей из этой системы крайне неблагоприятно скажется на качестве оказания медицинской помощи в целом и может привести к социальной напряженности в городе Екатеринбурге...

Надеемся, что наши предложения найдут поддержку с вашей стороны и помогут  решить ряд актуальных проблем, связанных с социальным обслуживанием населения муниципального образования «город Екатеринбург», оказанием специализированной медицинской помощи, предоставлением начального и среднего профессионального образования и общего образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях населению муниципального образования «город Екатеринбург».
            В рамках решения данного вопроса просим вас рассмотреть возможность создания согласительной комиссии с участием представителей Екатеринбургской городской Думы, администрации города Екатеринбурга, Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области.
Председатель  екатеринбургской городской думы Е.Н. Порунов.

            Дело не обошлось  обращениями к областным властям. По согласованию с Главой Екатеринбурга, депутаты городской думы приняли обращение в Государственную Думу РФ с просьбой внести ряд изменений в федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».  В нем говорилось, что городские власти считают целесообразным вернуть Екатеринбургу право управлять социальными учреждениями. Эти вопросыэффективно могут быть решены таким городом как Екатеринбург. В связи с этим депутаты городской думы просят законодателей Госдумы выделить города, являющиеся административными центрами областей, в группу муниципальных образований с более широким кругом вопросов местного значения.

            Власти Екатеринбурга, говорилось далее, озабочены финансовой необеспеченностью некоторых полномочий муниципальных образований. Например, согласно муниципальной реформе, содержание и ремонт дорог закреплено за городским бюджетом, но на какие средства город должен осуществлять эту деятельность – непонятно, поскольку транспортный налог в полном объеме поступает в региональный бюджет. Депутаты гордумы в своем обращении в Госдуму РФ поставили вопрос о четком разграничении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в части обеспечения новых функций, возложенных на муниципалитет, но не подкрепленных финансово.

Самая кропотливая работа ждала депутатов при реализации положений  закона о монетизации льгот, когда натуральные льготы заменялись на денежный эквивалент.  Уже на начальном этапе исполнения  было очевидно, что буква федерального закона  соблюдена не совсем верно, и  Екатеринбург, наряду с другими городами-миллионниками, мог стать ареной стихийных выступлений населения. Первоначально льготников разделили на два уровня: федеральный и региональный. Екатеринбургские пенсионеры, а точнее, та её часть, которая не относилась ни к областным, ни к федеральным льготникам, лишалась права на бесплатный проезд в городском транспорте. Пока готовились расчеты и документы, надо было обеспечить порядок проезда социально незащищенных горожан. Глава города принял решение  о сохранении за пожилыми горожанами право бесплатного проезда в общественном транспорте. Депутаты, только-только приступившие к исполнению своих обязанностей, утвердили решение главы города, а 27 сентября 2005 года на десятом заседании думы продлили срок действия постановления главы города до декабря. Ситуация не менялась месяцами. 22 марта 2006 года на заседании комиссии по социальной защите и здравоохранению, а также на комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию  вопрос снова подвергся детальному обсуждению. Депутаты констатировали, что областное правительство до сих пор не предложило приемлемого плана по финансированию льгот для пенсионеров по оплате проезда в общественном транспорте. 22 заседание думы 28 марта 2006 года подтвердило право льготной категории горожан пользоваться общественным транспортом. Раз за разом на протяжении всего периода "перехода" с натурального на денежный  депутаты  рассматривали и принимали решения о сохранении за пожилыми горожанами право бесплатного проезда. Учитывая то, что  расходы нес городской бюджет, решения о продлении льготы городская дума принимала ежеквартально, исходя из финансового положения. Разумеется, это была временная и вынужденная мера.

                        Из официальной справки. Декабрь 2007 г.

Несмотря на то, что с 1 января 2006 года функции по организации социальной поддержки населения изъяты из ведения муниципалитетов, Главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким и городской Думой принято решение поддерживать население, которое находится в тяжелом положении. В Екатеринбурге существует 2 вида муниципальных выплат: 2 тысячи рублей (500 рублей ежеквартально) выплачивается пенсионерам, имеющим общий трудовой стаж не менее 35 лет, инвалидам I группы с ограничением трудоспособности 2-й и 3-й степени и инвалидам II группы, имеющим 3-ю степень ограничения трудоспособности. При этом ежемесячный доход представителей этих категорий граждан не должен превышать прожиточного минимума, установленного правительством Свердловской области. Для пенсионеров и лиц, имеющих инвалидность, прожиточный минимум составляет на 1 января текущего года 2720 рублей, для детей-инвалидов – 3270 рублей. Данная муниципальная выплата существует с 2004 года, и ее планируется сохранить и в 2008 году.

            Вторая компенсационная выплата впервые введена в этом году для поддержки инвалидов, имеющих частное жилье (за ремонт и содержание жилья). Она направлена на поддержку тех инвалидов, которым эта льгота не предоставлена Федеральным законодательством. Размер компенсации - 1200 рублей. Компенсация выплачивается инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам. На сегодняшний день в городе проживает около 15 000 инвалидов, которые могут рассчитывать на получение льготы.

Согласно проекту бюджета города на 2008 год, расходы на социальную политику, по предварительным данным, составят 314 млн. рублей. Из них 56 млн. рублей планируется направить на муниципальные компенсационные выплаты инвалидам и пенсионерам, чей доход ниже прожиточного минимума. Кроме того, городские власти собираются выделить 8,4 млн. рублей на выплату субсидий молодым семьям на приобретение жилья. Почти 170 млн. рублей будет направлено на предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг малообеспеченным горожанам.

Согласно федеральному закону №122 («О монетизации льгот»), с 1 января 2005 года в обязанности муниципалитета не входит обеспечение бесплатного проезда для пенсионеров в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро. Теперь это прерогатива органов государственной власти субъекта РФ, т.е. Свердловской области.

Несмотря на это, Глава Екатеринбурга еще в начале 2005 года принял решение сохранить за пожилыми горожанами право бесплатного проезда на общественном транспорте, которое до сих пор ежеквартально продлевается городской думой

В 2008 году бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте Екатеринбурга также будет сохранен, как и льготы по земельному налогу и все прочие льготы, установленные на 2007 год. Выплаты будут производиться из городского бюджета.

 Проблемы, связанные с монетизацией льгот, выделением и контролем выплат льгот инвалидам и детям, выплаты компенсаций на жилье и землю, оказание помощи социально незащищенным слоям населения депутаты городской думы рассматривали:

13 сентября 2005 г. на 3-м заседании;

28 декабря 2005 г. на 17-м заседании;

11 апреля 2006 г. на 23-м заседании;

25 апреля 2006 г. на 25-м заседании;

12 декабря 2006 г. на 33-м заседании;

26 декабря 2006 г. на 34 заседание;

11 декабря 2007 г. на 50-м заседание;

22 января 2008 г. на 52-м заседание.

И это без учета заседаний комиссий, выездов на места, на консультации со специалистами и  встречи с самим населением.

Ни один вопрос, находящихся в ведении городских депутатов, не подвергался столь тщательному контролю и решению, как этот.       

            Особую напряженность между депутатами городской думы и  соответствующими структурами правительства области, вызвали статьи Закона о передачи 24-х учреждений социальной защиты, действовавших в Екатеринбурге, в ведение правительства  Свердловской области. При этом город фактически  лишился финансовых и материально-технических возможностей для осуществления соцзащиты екатеринбуржцев.  

Население отреагировало на перемены крайне негативно. Депутаты, с одной стороны, должны были активно вести законотворческую работу, разъяснять горожанам суть происходящего, а с другой стороны — направлять запросы  и обращения в структуры областной исполнительной власти с просьбами передать муниципалитету изъятые  полномочия. Доводов вполне хватало. Но доводы надо было кому-то услышать. К сожалению, со слухом были проблемы.  Приход нового созыва в 2005 году, позитивный настрой депутатов стронули тогда с мертвой точки отношения города и области, но, как показали рабочие отношения 2005-2006 годов, благих намерений не хватило, чтобы  реализовать предоставленные федеральным законом полномочия. Городские власти не могли мириться  с тем, что несправедливость коснулась самых незащищенных горожан - пожилых, больных и детей. На конец 2005 начало 2006 года в Екатеринбурге проживали   В Екатеринбурге проживали 3660 детей, оставшихся без попечения родителей, 1418 взрослых, находившихся под опекой, 2548 детей, живших в опекаемых семьях, 112 приемных детей. Около 1000 горожан находились в различных учреждениях опеки и попечительства.

Реализуя свое право на оказание помощи горожанам, в составе администрации города в 2006 году появился комитет по опеке и попечительству. Работа  с остронуждающимися в помощи горожанами постепенно стала входить в русло .

            Динамичный старт не гарантирует победного финиша, но, согласитесь, закладывает определенные надежды…  Если бы дума четвертого созыва проработала всего полгода, то и тогда нам бы хватило немало поводов говорить о ней, прибавляя, время от времени, определение «впервые».

            Впервые городскую думу возглавил профессиональный политик.

            Впервые качественный состав депутатского корпуса отвечал ценностям и приоритетам настоящего времени: предприимчивости, образованности и гражданской активности. Едва ли ни четверть депутатского состава носила учёную степенью. Две трети – представляли крупный бизнес, были известными в Екатеринбурге людьми.

Впервые 22 ноября 2005 года на четырнадцатом заседании городская Дума преодолела барьер аполитичности. Депутатская группа политической партии «Единая Россия» не только стала первой в истории городской Думы, но и успешно действующей. Партийная принадлежность позволила городским парламентариям более уверенно вести диалог с коллегами  и в Областной Думе, и в Государственной.  Партийное слово в полном соответствии с экономическими реалиями современности стало приносить дивиденды: последовала весомая помощь в реконструкции дорог,  началось воскрешение строительства метро.

Все реже в стенах Думы звучало слово «оппозиция». Оно и прежде носило то «личносто-популистский», то «коммерчески выгодный», то «выборно-гоночный» характер. Правы оказались те, кто пришел к мысли, что  оппозиционность в реальной жизни, когда за тобой люди - роскошь. Спорить можно сколько угодно, если же надо что-то сделать, то лучше  сообща. Неизвестно, оценит ли избиратель твоё искусство вести споры, а вот малую, но реальную помощь оценит. Вот лишь один из примеров результативности партийно группы городской думы.

                         Из официальной справки.

16 октября 2007 года Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий провел встречу с депутатами гордумы – членами партии «Единая Россия». На встрече обсуждалось формирование бюджета города на 2008 год и его приоритеты.


Обратная связь | Карта сайта | Создание сайта в Екатеринбурге - АртСтудио.

 
2